eng рус

Акромия: экстремистское движение или предтеча исламской социальной демократии?

По Алишер Ильхамов
www.fergananews.com/archive/2015/13may/akromiyailkhamovinabashin.pdf

Аналоги Акромии:

«Протестантизм»:

Юлдашев призывает обратить внимание не на внешнюю сторону религии, а на ее суть – «изучить себя, место в жизни, смысл своей сущности», как спасительный путь к богу.
Совершенно в духе христианского Протестантизма, Юлдашев указывает на то, что этот «Путь начинается с веры Великому и Единому Аллаху. Свою веру невозможно укрепить лишь одними словами. Для этого необходимо, чтобы слова подтверждались на деле».

Мормоны, квакеры, меннониты:

Акрамистская община имеет много общего не с «вахаббитскими» джамаатами в Чечне, Дагестане и Кабардино-Балкарии, а с общинами мормонов, квакерами и меннонитами в христианском мире.
Общее этих сект с акрамистами – социальная составляющая, дух общины, далекий от воинственности в исповедовании своих убеждений и направленный внутрь, на социально-экономическое укрепление уз соратников по вере.

Сюданы, чеболи - в Японии и Южной Корее:

Аналогичные, относительно замкнутые, бизнес-сообщества характерны также для Японии и Южной Кореи, где круговая порука, поддерживаемая традиционной этикой лояльных квази-клановых взаимоотношений, стала одним из секретов «экономического чуда».

Исламская экономика:

Множество аналогов общины акрамистов можно найти и в остальном мусульманском мире.
В дальнейшем исламские движения обросли солидными экономическими структурами – исламскими банками, инвестиционными фондами, лизинговыми компаниями, финансово-торговыми холдингами.
Когда светские авторитарные режимы ограничивали исламские движения, ставилась задача трансформировать общество изнутри в соответствии с принципами ислама.
Такая исламизация осуществлялась прежде всего в сфере семейного права, образования, а также в экономической деятельности.
Так, Ген секретарь Международной федерации исламских банков (IFIB) Ахмед Ал-Нагер признался, что философия исламских банков состоит в изменении поведения мусульман
• трансформацией их из потребителей в бережливых граждан, а также
• относительно того, что разрешено (халал) и что запрещено (харам).

Принципы исламской экономики:
тенденции в современном мир
- недопустимо доминирование материальных интересов над духовными это требование созвучно с призывами к моральной экономике, часто звучащими на Западе
- все богатства являются даром божьим и принадлежат только Аллаху в данном пункте исламская экономика расходится с западной либерально-консервативной апологией незыблемости частной собственности, но близка к социал-демократическому принципу солидарности в распределении общественного богатства
- необходимо отдавать часть своего дохода в пользу бедных и нуждающихся этот принцип реализован в идее социального государства и социальной рыночной экономики
- недопустимо извлечение процента от кредита, вместо извлечения процента пропагандируется соучастие инвестора в прибылях этот пункт, однако, с успехом обходится в самих исламских банках методом формально-юридического переоформления банковского процента в «соучастие в прибылях»
Учение Саида Нурси в Турции:
Взгляды Юлдашева очень напоминают учение Саида Нурси, по имени которого названо движение нурчулар.
Главным трудом Нурси являются трактаты «Рисале-и-Нур, в которой он дает комментарии и руководство к Корану, современную интерпретацию и трактовку его положений, пытаясь обосновать истинность веры и ее совместимость с современными научными данными.
2002 - Разгром кружков почитателей Саида Нурси
Примеры исламских холдингов:
- "Dallah Al-Baraka Group" и его дочернее ответвление "Albaraka investment and development"
- Отделения западных банков и инвестиционных компаниях в странах Персидского залива также следуют канонам исламского права и исламской экономики, например, отделения HSBC, UBS Group и др.
на начало 2005
Совокупные активы исламских банков в 5-ти странах залива
(Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн)
$49.5 млрд US

Акрамистская община следовала Принципам исламской экономики:

Община включала примерно 40 фирм , владельцы и работники которых создали социальный фонд «Байт-ул мол».
С 2002 по 2004 гг. оказана благотворительная помощь из фонда «Байт-ул мол»
Дошкольным детским учреждениям 5 млн узбекских сумов
В том числе: детскому саду № 52 >1 млн сумов
На ремонт детдома сирот в г.Пахтаабаде 0,5 млн сумов
Для закупки детских кроватей и одеял для Андижанского гороно 0,6 млн сумов
На покрытие арендной платы для детсада машиностроительного завода 0,4 млн сумов
Передано дошкольным учреждениям - в порядке благотворительной помощи
Хлебобулочных изделий на 1 млн сумов
Праздничных подарков на >0,1 млн сумов

2004
торговый оборот на душу населения Андижанской области на 2-м месте после столицы
экспорт Андижанской области на 2-м месте после столицы

Является ли Акрамия исламистским движением?

Трактат «Йимонга Йул» не содержит признаков экстремизма
– ни лозунгов исламского халифата, ни призывов к насильственному свержению светского режима.
Юлдашев запрещал своим последователям даже критиковать верховную власть в стране.
Он говорил: «…правителем становятся по воле Аллаха. Действуя против правителя, означает действовать против воли аллаха»

Вместо громких исламистских лозунгов, акрамисты молчаливо следовали столпам ислама и аргументу личного примера.

Они с самого начала были настроены «конформистски», концентрируя свое внимание преимущественно на бизнесе и благотворительности.
До событий мая 2005 г., они вообще не были замечены в каких-либо конфликтах с властью.
Наиболее преуспевающие бизнесмены из этой общины даже были представлены к правительственным наградам

В соответствии с принципом, сочетающим «либеральный» и «коммунитарный» подходы, Акрамию можно отнести к Гражданскому обществу.
Идеология Юлдашева:
Человек тогда будет счастлив и спокоен, когда «будет размышлять, а не логично рассуждать».

Фальшивка «5 этапов исламизации»:

Если даже признать аутентичность «приложения» о пяти этапах исламизации, то в его трактовке Бабаджановым нельзя усмотреть признаков экстремизма.
Члены общины акрамистов, скорее всего, представляли себе перспективы своего движения именно в эволюционном характере исламизации общества и государства, путем образования, духовного воспитания и рекрутирования членов госаппарата.
В этом же направлении развивалось движение Нурчулар и политического ислама в Турции,
Кульминацией этого движения явился вполне легитимный приход партии исламистов к власти путем демократических выборов.
Этому предшествовала эволюция движения – от фрондистской фракции к респектабельной партии, отвергающей ярлык «исламистской», а идентифицирующей себя как консервативная партия, наподобие Христианско-Демократического Союза в Германии.
Ни в Турции, ни в Европе не воспринимается как нонсенс эта "исламизация" общества, если это не ведет к ущемлению прав человека и политического и культурного плюрализма.
Причина репрессий против Общины - Выход ее из гос-зависимости:
Шакиров и его сыновья демонстрировали остальным, как организовать дело, чтобы порвать пуповину, ставящую общество в зависимость от государственного патронажа.
Формулой успеха становились теперь не просьбы к правительству обратить внимание на бедственное положение народа, а расчет на собственные силы и солидарность, достигаемая путем следования столпам ислама.
Государство держится на не-доверии между людьми:
Было сформировано сообщество с высоким уровнем взаимного доверия
В своем кругу они пытались воплотить исламский образец экономики.

Шакиров говорил о том, что своей деятельностью община хотела продемонстрировать преимущества исламской экономики.
Активность среднего класса:
Социальную базу Движения составляют далеко не самые бедные слои населения.
Средний класс уже в силу своей образованности стремятся к социально активной жизни и лидерству как способу самореализации.
Не случайно сам Акрам Юлдашев в своем трактате немалое внимание уделил рассуждению об иерархии потребностей, ставя духовные потребности выше материальных.

Нападения на гос-объекты. Радикализации общины 12-13 05 2005:

Признаками радикализации общины могли бы считаться события в Андижане 12-13 05 2005, особенно нападения на гос-объекты и взятие в заложники работников правоохранительных органов.

Многие жители, принявшие участие в демонстрации, не знали о ночных нападениях на правительственные объекты
Причины нападений:
1. Репрессии против членов Общины, аресты накануне вынесения приговора 23 акрамистам, конфискация имущества преуспевающей группы бизнесменов, служащего источником существования минимум 2000 работников и их семей.
Гос-Террор
2. Роль провокаторов
[3. Недовольство населения]

Хотя, обстоятельства этих нападений не прояснены до сих пор:

Гос-террор в Узбекистане - Причины:

1. Страх перед общественной автономией, нежелание власти идти на диалог с обществом, установка на уничтожение любых ростков гражданского общества и инакомыслия.
С 2004, после «цветных» революций, власти стали сворачивать некоммерческий сектор.
Нигде авторитарное государство настолько тотально не контролирует общество и религию, как в Узбекистане и Туркменистане.
2. Исламофобия узбекской бюрократии происходящая еще из советских времен.
3. Борьба США с терроризмом явилась прикрытием для подавления инакомыслия.
«Война с терроризмом» была начата президентом Каримовым задолго до 11 09 2001

Правосудие в Узбекистане:

Широко практикуются пытки, суды не самостоятельны и не перечат прокуратуре.
СНБ широко внедряет в ряды оппозиции своих агентов и провокаторов.
1998 - поправки к Уголовному Кодексу – до 3-х лет тюрьмы -
- за любую незарегистрированную деятельности религиозных школ и мечетей.
2002 - Разгром кружков почитателей Саида Нурси:
В их деятельности также не было и тени экстремизма.
Они были созданы в Узбекистане - при содействии турецких миссионеров.
Разгромили их власти - абсолютно аналогичным образом,
2002 - осуждены на 15-18 лет 12 граждан Узбекистана только за участие в кружках, где читались труды Саида Нурси.

Направления огосударствления общества режимом Каримова:

1) Тотальный гос-контроль общественных институтов;
2) Искоренение ростков независимого гражданского общества;
3) Идеологическая обработка массового сознания насаждением гос-патриотизма.
Гос-модель «отечественного» ислама:
- его создали узбекские идеологи.
В частности они создали.
Пантеон «отечественных» светил Средневековья:
- ханафитской школы ислама:
Имам ал-Бухари, Ал- Фаргони, Имам Матуриди, Имам Маргинони, Бахауддин Накшбанд, Имам Термизи.
Почести им стали оказываться с размахом, как недавно - классиками марксизма-ленинизма.

История ислама - В советский период:

«Параллельный» - самодеятельный ислам функционировал - в «теневой» сфере.
Независимая исламская мысль функционировала, в основном в худжрах - малых кружках изучения ислама, организуемых на дому у теневых авторитетов ислама, типа Мухаммада Хиндустани Рустамова (1892-1989), Хакимжана-Кари Маргилони и других.
В эпоху Перестройки он влился в сферу открытой публичной деятельности.

В 1980-90-е появилось не-ханафитское поколение имамов и активистов исламского гражданского общества.
Распространение не-ханафитских школ в Узбекистане. – Причины:
1. Ханафитская традиция, по мнению нового поколения имамов:
• Скомпрометировалась сотрудничеством с советским атеистическим режимом.
• Свела религию ислама к чисто ритуальным обрядам
Парадокс, - в прошлом ханафиты запретили сотрудничество духовных лиц со светской властью.
2. Ознакомившись с жизнью арабских обществ, молодые имамы обнаружили контраст в том, какое место ислам занимает в жизни общества: На Ближнем Востоке мусульмане демонстрировали не только знание Ислама, но и образцы морали и коллективных действий в соответствии со столпами ислама
Вмешательства государства в дела религии и религиозных общин - в Турции:
Священнослужители ислама являются гос-служащими в подчинении у Управления по делам религии, которое, в свою очередь, подотчетно премьер министру, и получают зарплату из гос-бюджета.
Вмешательства государства в дела религии и религиозных общин - в Египте:
Со времен Насера, контроль над Исламским университетом Ал- Азхар, фактически назначая его Главного Имама, Шейха Ал-Азхара.

Причины недовольства населения - в Узбекистане:

Обнищание:
В 2002 г. были резко повышены таможенные пошлины на импорт, введены ограничения мелких торговцев, не предлагающие взамен никакой компенсации населению.
В ответ на действия правительства в 2003-2004 гг. по стране прокатилась волна стихийных массовых выступлений и демонстраций торговцев базаров.
Особенно активно население протестовало в Коканде, Ташкенте, Джизаке, Бухаре и в самом Андижане.


Борьба США с терроризмом:

2003 - Национальная стратегии США по борьбе с международным терроризмом - одобрена администрацией

Главным фактором международного терроризма «Стратегия» считала экстремистскую идеологию радикального ислама, а не бедность мусульманских стран и не международная политика США.
Соответственно важное место отводилось «борьбе за умы и сердца мусульман».

2004 - Программа Muslim World Outreach (Достичь мусульманского мира):

- в ней конкретизировались Задачи этой борьбы за умы
Задачи:
1. Нейтрализация воинственного и радикального исламизма и
2. Поощрение умеренного и толерантного ислама.
Средства:
1. Финансирование и поддержка мусульманских аналитических центров, умеренных исламских ученых, учебных программ, средств массовой информации,
2. Благотворительные акции по строительству и восстановлению мечетей, реставрации мусульманских письменных источников и т.д.

Для каждого региона и страны, в том числе Центральной Азии и Узбекистана, предлагалась индивидуальная программа.
Щедро финансируемая программа нацеливалась на работу в 24 странах.
Недостатки Программы:
• Интервенция во внутренний процесс развития религии,
Задача – не только влияния на мусульманский мир (например, путем содействия демократии), но и на формирование ислама как такового – извне.
• Ошибки в выборе партнеров,
• Ошибки идентификации того, что и кого следует отнести к умеренному исламу. -
- Политика поощрения умеренного ислама свелась к его огосударствлению, течения в исламском гражданском обществе остались неотличимыми от религиозного экстремизма.

Позиции по Акрамии в мире:

Одни из этих российских аналитиков сознательно подыгрывают властям Узбекистана, исходя из «высших интересов» самой России.
Другая часть, находясь под влиянием исламофобии, усилившейся в России после войн в Чечне и терактов, искренне верят в наличие следа международного исламского терроризма в андижанских событиях.
В данном лагере - и некоторые западные исследователи, в первую очередь, британский профессор Ширин Акинер, которой, пожалуй, единственной из западных ученых, удалось, не без помощи местных официальных лиц, посетить Андижан.

ОБСЕ, УВКБ ООН, Human Rights Watch, Международная Кризисная группа, ряд информационных агентств, газет, теле и радиостанций, справедливо идентифицировали события как неспровоцированный расстрел участников демонстрации.

История Общины:

Решающим моментом в становлении Общины было знакомство Юлдашева с местным бизнесменом Бахромом Шакировым, на которого идеи Акрамии оказали глубокое впечатление.
До знакомства с Юлдашевым Шакиров был известен грубым обращением с подчиненными, увлекался азартными играми, т.е. вел далеко не праведный образ жизни.
Философия Акрама Юлдашева преобразила его, он стал говорить о своем намерении использовать материальное состояние для достижения «богатства своей души».
Под влиянием этих идей Шакиров-отец в 1993 г. пожертвовал большой участок земли в андижанском пригороде Боги-Шамол для основания бизнес-общины, где последователи учения Юлдашева смогли бы начать предпринимательскую деятельность в соответствии с принципами, изложенными в трактате «Путь к вере».
На этом участке было основано 10 предприятий, включая хлебопекарню, парикмахерскую, кафетерий, обувную фабрику. Бизнес-община занялась также строительным делом.
Все ее члены обязались отдавать 5-ю часть своей прибыли для благотворительных целей.
Раз в неделю Юлдашев проводил с ними занятия по исламскому просветительству.
(Aizenman N.C. The Eye of the Uzbek Storm. Officials Blame Humble Spiritual Leader for Revolt Despite Doubts of Many // Washington Post Foreign Service. 29 May 2005. Page A16)

В народе эта община получила название «Йимончилар», по имени трактата Акрама Юлдашева

Юлдашев родился в 1960 г., успешно учился в школе, особенно по естественным наукам и математике.