Патриархальность и ненасилие:
Русская Община 16-го века:
Это был почти золотой век:
1. Христианские моральные нормы оказались эффективнее языческих.
Не зря произошло триумфальное шествие христианства по Европе.
2. Открытость: Все – на виду.
Вообще, - открытость эффективнее насилия.
Силу морального воздействия не знают, потому что не видят его примеров.
Хотя в СССР, в 1950-е оно было довольно значительно.
Тюрем в Русской Общине не было.
Почти не было и пьянства. Крестьян споило, позже – государство, - посадило на «опиумную иглу» чтобы сэкономить на мытарях.
Единственное, что портило жизнь, - это:
1. Голодоморы:
Жизнь крестьян подчинялась животному-Мальтузианскому механизму.
Смерть детей от голода – неслабый стрессор и соблазн к греху. – В неурожайные годы в разбойники уходили, бывало, - деревнями.
2. Набеги татар и разбойников.
Крымские, в частности, татары до 16-го века, вообще в значительной степени жили «Набеговым хозяйством».
Кстати, помещики изначально выполняли функцию защитников, организаторов обороны.
Также они концентрировали запасы, которые можно было ссудить в неурожайный год.
Кабала была не в моде. – Дикие случаи становились широко известными и создавали иллюзию их распространенности.
По инерции произошла экспансия Российской империи.
К 20-му веку инерция иссякла. – дошедшая до села промышленная революция разорвала Мальтузианскую петлю. Разбойников на дорогах вывели, а мир народам стало возможным создавать вполне цивилизованным путем.
Зато баре превратились в паразитов.
Смысл религии:
Смысл религии – в снижении душевных страданий.
При этом религия была не столько опиумным облегчением, сколько давала нормы общежития, на которых, кстати, базировались и государственные законы.
Нормы религии без насилия умудрялись «разрулить» почти все инциденты, встречающиеся в жизни.
К сожалению, для «классовых отношений» они оказались неэффективными.
К тому же и Церковь стала слишком завязана на политику.
Городская жизнь давала более высокий уровень жизни.
Но платой было – нарушение работы отлаженной веками в деревне моральной системы.
Натуральное хозяйство на селе избавляло от моральных проблем связанных, в частности, с торговлей, но производительность его была действительно низкой.
К 20-му веку и в самой деревне, вместе с промышленной революцией и производственной специализацией началось расслоение, - разрушение вековых моральных норм Общины добралось и туда.
Патриархальность Общины:
Главным недостатком и основой Общины 16-го века была патриархальность. -
Иерархическое подчинение «младших» «старшим».
На этой иерархии, кстати, основывалось и иерархическое построение всего государства. -
Для крестьян помещик был отцом-кормильцем, а царь – батюшкой.
Кроме морального воздействия, насилие тоже было очень даже распространено. -
По отношению к детям. – Моральные нормы просто «вбивались».
Моральным шоком, личным примером,
Община-21:
В 1988-м я участвовал в проекте «Община» в селе Терпение, недалеко от Гуляй-Поле.
Инициатором был Володя Мизгер.
Идея была проста. – Соединить положительные механизмы Общины с технологиями 20-го века.
В Новочеркасской библиотеке я изучил тепличное хозяйство.
Не получилось. Сначала нас разогнали.… Но это другая история.
Мы хотели строить свою жизнь самостоятельно, а не по указке КПСС.
Мы даже максималистски мечтали решить советские проблемы:
- Вредное влияние «улицы» на детей, - с помощью построения собственной «улицы».
- Деформирующее влияние советской школы, - с помощью построения собственной школы.
- Наркотическое влияние советской идеологии.
Деформация личности состояла в:
1. В склонности не замечать проблемы,
2. В неадекватности «значимостей» ценностям, - склонности придавать значение второстепенному – музыке, одежде.
3. Лживости, эгоизме, цинизме.
Коммунизм не справился с обещанным, и люди в нем разочаровались.
Достижения 1950-х остались в истории, - в СССР происходила быстрая моральная деградация.
Мы надеялись создать «корабль», «остров», на котором не только можно было бы пережить лихое время, но и создать ему альтернативу.
При этом Община наша была полностью светской. – Мы надеялись запустить моральные механизмы Общины - без опоры на религию.
Хотя отношение к религии у нас было очень положительным.
Капиталисты виноваты в коммунизме. -
- насилием, несправедливостью и неравенством они вызвали реакцию – насилие на насилие.
Правда, насилие коммунистов оказалось еще менее созидательным.
Кремлевская пропаганда создает видимость, что в Европе, в условиях свободы все люди поголовно развратны.
Интересно было бы узнать статистику, у кого больше разврата – у начальников или у правозащитников?:
1. В начальники естественно отбираются стремящиеся к не-подконтрольности, циники,
Начальники скрывают информацию, - значит есть что скрывать.
Человек якобы порочен, и только патриархальная власть может принудить человека вести хорошо,
Люди, приближенные к «Лидеру» тоже могут ошибаться, но:
1. Они богаты, моэтому у них меньше соблазнов.
Хотя, наоборот, естественный отбор власти отбирает самых порочных.
2. Есть правовые механизмы очищения.
Хотя, наоборот, они работают только на сокрытие, круговую поруку и кару разоблачителей.
|